Вторник, 19.09.2017, 20:11
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт учителя начальных классов Поляковой Елены Владимировны

Категории раздела
Block title
Block content
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Учительский портал Сайт Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Методсовет Мои публикации Школьно-Студенческая социальная Сеть! Презентации, новости, скачать медодическую разработку, все для учителя, все для родителей

УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов Всероссийский конкурс «Виват, Россия!», 2012

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Организация учебных экскурсий в природу

Великий русский педагог К.Д.Ушинский утверждал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, мускульные движения и даже, если можно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания». Всему этому способствуют общение с природой, прогулки во дворе школы, по городу.

        Учебная экскурсия в природу – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся.   Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.           Ведущий метод изучения природы на экскурсиях – наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об окружающем мире, выявлять взаимосвязи.

         Формируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований школьной программы.  На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы.

         Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведения каждого этапа.

Первый этап - подготовительный.

         Работа на этом этапе направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоционально-мотивационный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает обучающимся о правилах поведения.

Второй этап — организация познавательной и

практической деятельности детей.

          Основной метод этого этапа— это наблюдение объектов и явлений природы.

Самостоятельная работа групп по изучению природных объектов по намеченному плану (каждая группа изучает отдельные объекты).

Третий этап экскурсии — заключительный.

          Собранный учащимися материал на учебных экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки оформляется в виде стендов, альбомов, схем, таблиц. Как правило, после учебной экскурсии учащиеся представляют индивидуально – групповой отчёт, в котором раскрывают содержание выполненных заданий (исследований) каждым учащимся и группой в целом.

         Экскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы. Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений. Обычно записи на экскурсии рекомендуется делать карандашами в блокнотах, а рассмотренные объекты зарисовывать. Но современный школьник в свободном доступе имеет мобильный телефон с функциями фотосъемки и диктофона, поэтому рисунки можно заменить фотографиями, а запись от руки записью голоса.

        В заключении необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при подведении итогов, выставить оценки.

        Время проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 45 минут, т.к. более длительные экскурсии утомляют учащихся или требуют некоторого перерыва в работе и отдыха.

       Выполнение во время экскурсии заданий, связанных с конкретными наблюдениями, развивает у учащихся исследовательские наклонности и самостоятельность в добывании знаний. При этом они входят в тесный контакт с объектами природы, которые оказывают на них большое воспитывающее влияние: у них вырабатывается ответственность за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, развивается чувство коллективизма.

 

Используемая литература:

  1. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
  2. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. Начальная школа, 2009, №12.
  3. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.: Просвещение, 2005
  4. Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий 12-е изд. М.: Просвещение, 2009

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: uchitelka (08.01.2017)
Просмотров: 105 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Block title
Block content
Сайт учителя начальных классов Павловой Карины Ростиславовны border="0" width="92" height="36">

Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz